Чтиво.

АрхоВед

Старожил
в клубе
Сообщения
7 868
В Шотландии обнаружен аппарат 1494 года для приготовления виски.

Археологи сделали заявление, что им удалось обнаружить аппарат для приготовления виски, который относится к 1494 году. Информацией поделилось издание Daily Mail.
Далее http://actualnews.org/exclusive/265886-v-shotlandii-obnaruzhen-apparat-1494-goda-dlya-prigotovleniya-viski.html
 

Вложения

АрхоВед

Старожил
в клубе
Сообщения
7 868
ИССЛЕДОВАНИЯ ДОМОНГОЛЬСКОЙ ВЫШИВКИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК 1966-1974 г. В ГОРОДЕ СТАРАЯ РУССА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Предметом исследования является археологический текстильный материал (XII - XV вв.), обнаруженный во время археологических экспедиций в городе Старая Русса в 1966-1974 гг., разделенный на четыре композиции и хранившийся в Новгородском музее-заповеднике свыше 30 лет, затем в силу неудовлетворительно состояния подвергшийся повторной реставрации и исследованию.

Основной целью исследования было определить число сохранившихся текстильных изделий, установить природу тканей, а также выяснить связь между сохранившимися артефактами - узкой золотной лентой и фрагментами вышивки, ранее считавшимися частью воротника (ожерелья).

Применялась микроскопия в отраженном неполяризированном свете при увеличении от 10 до 40х, микроскопия в проходящем поляризированном свете с увеличением 100-400 х, для исследования металла - метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа на анализаторе S1TURBO LE.

Было установлено, что происхождение золотных лент, вероятно, средиземноморское; используемая ткань (самит) отличается очень высокой плотностью и привезена, как дорогой товар, вероятно, из Византии.

Тонкая работа над вышивкой позволяет отнести ее к центру, специализировавшемуся на вышивке как профессиональном ремесле (например, женский монастырь на территории Руси), однако шелковые изделия с золотными вышивками являлись дорогим товаром и могли быть привезены на Русь уже готовыми.

Все золотные нити в образцах имели одинаковые характеристики (тонкие, с плотной навивкой золотой полоски), что позволило выдвинуть ряд предположений: ленты и готовая вышивка «пришли» из одного центра; ленты и нити вышивки «пришли» из одного центра; часть одной из лент была распущена и золотная нить использовалась для вышивки.

Вероятно, средиземноморским товаром явились шелковые нити, шелковая ткань и золотные нити, готовые ленты и вышивка были выполнены уже на Руси.

Не найдено подтверждение тому, что речь идет о части ожерелья: наличие двойного подгиба в изделии показало, что высота по направлению нитей основы изделия была не менее 16 см (что не соответствует размерности воротника - неширокой полосы ткани с вышивкой и подкладкой).

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ.
С 1966 по 1974 год в городе Старая Русса Новгородской области кафедрой археологии Московского государственного университета, Институтом археологии АН СССР и Новгородским музеем под руководством кандидата исторических наук А.Ф. Медведевым проводились археологические исследования. Раскоп №1 был заложен на территории Старорусского курорта. В ходе археологических работ было изучено 13 раскопов с настилами улиц, остатками сооружений, многочисленными находками, в том числе было обнаружено 10 берестяных грамот. Наиболее интересным объектом можно считать усадьбу с многочисленными постройками, планировка которой оставалась неизменной с XII до XV века. Результаты раскопок убедительно показали, что жизнь богатых владельцев этой усадьбы была связана с торговлей солью.

Одной из находок, сделанной на территории усадьбы, является текстиль: тканые золотные ленты и полосы шелковой ткани с золотной вышивкой. Этот материал был передан начальником отряда, кандидатом исторических наук А.Ф. Медведевым, в Новгородский объединенный музей-заповедник по акту № 22 от 13.02.1984 г. (Карточка описания археологической коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника).

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Новгородский музей-заповедник находки поступили в отреставрированном виде, собранные в 4 композиции фрагменты были наклеены на шелковый реставрационный газ и по контуру укреплены шелковой нитью. Документов по проведению реставрационных работ не сохранилось. Находка долгое время экспонировалась в филиале Новгородского музея-заповедника – в краеведческом музее г. Старая Русса. Через 30 лет, после постоянного нахождения текстиля в экспозиции, встал вопрос о его повторной реставрации.

Состояние экспоната на момент принятия решения о реставрации было признано неудовлетворительным: наблюдаются разрушение реставрационного газа, отставание фрагментов золотных лент от реставрационного газа, шелушение золотных нитей. В связи с этим, экспонат был направлен для реставрации и исследования в Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря. Работы велись под руководством Н.П. Синицыной (заведующей отделом реставрации кожи и археологического текстиля ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря).

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основные задачи исследования заключались в определении числа текстильных изделий, которые были ранее собраны на планшеты, и установлении связей между узкой золотной лентой и фрагментами с вышивкой.

В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Микроскопия в отраженном неполяризированном свете при увеличении от 10 до 40х.
2. Микроскопия в проходящем поляризированном свете с увеличением 100-400 х.
3. Для исследования металла применялся метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа на портативном рентгенофлуоресцентном анализаторе материалов S1TURBO LE (BRUKER AXS HANDHELD S1 TURBO LE) (исследование проведено А.О. Литвинова в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря).

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Объектами исследования являются текстильные фрагменты, из краеведческого музея в г. Старой Руссе. Принципы формирования этих композиций нам остались непонятны. Но именно из-за такой подачи материала, у всех складывалось впечатление, что это воротник (ожерелье - название дано объекту в карточке описания археологической коллекции Новгородского музея-заповедника) из шелковой ткани с вышивкой и золотной лентой. В ходе исследования мы должны были или разрушить, или подтвердить данный образ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для того, чтобы доказать, являются ли фрагменты с золотной вышивкой и узкая золотная лента частями единого изделия необходимо было установить их связь. Для этого были проанализированы края контактов этих изделий на наличие следов соединений (проколы, отпечатки золотных нитей или остатки ткани на золотных лентах). В результате микроскопических исследований никаких следов соединения фрагментов обнаружено не было. Следовательно, можно предположить, что узкая золотная лента и фрагмент шелковой ткани с вышивкой не являются частями единого изделия.

Чтобы ответить на вопрос о числе изделий, собранных при первичной реставрации в четыре композиции, были описаны все фрагменты.

В ходе исследования было определено, что все ткани являются самитами.

Ткань самит – это сложная ткань, в построении которой работают две системы нитей основ: внутренняя и связующая.

Внутренняя основа находится внутри ткани и является своеобразным каркасом, она не выходит ни на одну сторону ткани и ни переплетается с нитями утка. Задача этой основы – отделение и удержание цветных нитей утка на изнаночной стороне, чтобы создавать «чистый цвет» на лицевой стороне ткани. Связующая основа переплетается с нитями утка и тем самым формирует структуру ткани (если из ткани удалить внутреннюю основу, то ткань станет рыхлой и тонкой, но не развалится; если убрать связующую основу, то ткань полностью рассыплется). Число утков зависит от полихромии ткани. Каждому цвету соответствует отдельный цветной уток. Одновременно может работать до 5 цветных утков.

Ткани самит характеризуются следующими показателями:
- Переплетение, формирующее ткань – уточная саржа (1/2).
- Направление рисунка саржи (S или Z).
- Природа текстильных волокон нитей основы и утка.
- Отношение нитей внутренней основы к связующей. Возможны следующие варианты: 1/1 – одна связующая и одна внутренняя; 2/1 – две внутренних и одна связующая; 2-4/1- число нитей внутренней основы непостоянное – от 2 до 4 нитей внутренней, и одной нити связующей основы.
- Число нитей утка (полихромия).
- Порядок проброса нитей утка.
- Шаг рисунка по основе и утку.
-Толщина нитей.
- Направление и степень крутки нитей (Z-крутка, S-крутка; I – без крутки; от сильной до очень слабой).
- Плотность каждой системы нитей на 1 см.

Наиболее значимой характеристикой, которая может отражать место производства ткани самит, является соотношение нитей внутренней основы к связующей.

Технологические характеристики тканей внесены в таблицу 2.
Из таблицы 2 следует, что только во фрагменте II.б были выявлены парные нити внутренней основы, однако, эти нити встречены только на двух участках фрагмента. Во всех остальных случаях, это соотношение равно 1/1. Можно предположить, что мы имеем фрагменты двух разных тканей или имеет место технологическая ошибка, что наиболее вероятно в данном случае.

Все фрагменты отличаются очень высокой плотностью нитей, как по основе, так и по утку. Нити тонкие и ровные. Отношение внутренней основы к связующей, соответствующее 1/1, является характерным для тканей северного и восточного побережья Средиземного моря, которые датируются VI-IX веками.

Наличие ткацких ошибок может указывать на провинциальный цент производства ткани (в рамках Средиземноморья), где смена технологий происходит существенно медленнее, чем в столице. Датировка, предложенная только на основе одной характеристики, не является абсолютно верной. Кроме этого, шелковые ткани, являясь большой ценностью, достаточно долго могли использоваться в хозяйстве: из них шили одежду, затем много раз перешивали, небольшие кусочки использовали как детали отделки одежды или иных изделий. Следовательно, период бытования тканей в жизни людей мог быть достаточно продолжительным.
 

АрхоВед

Старожил
в клубе
Сообщения
7 868
В ходе исследования были проанализированы также и золотные ленты.

Критериями отнесения разрозненных фрагментов в единый массив являются наличие следов швейной обработки и направление нитей основы и утка во фрагментах.

Фрагменты II.a, II.в, IV и V имеют следы двойного подгиба шириной приблизительно 5 мм, направленного вдоль нитей основы.

Фрагмент III. в является, или частью двойного подгиба, или частью подгиба с другой стороны изделия.

По 2-й линии сгиба, слева и справа от нее, четко видны проколы от иглы. Возможно, по краю сшитого изделия (а эта линия являлась краем) было еще что-то пришито (может быть, узкая лента?).

Анализ золотной вышивки показал, что направление рисунка вышивки совпадает с направлением нитей основы.

На всех фрагментах вышивки использовался один тип золотной нити, и техника выполнения вышивки была везде одинаковой.

В результате проведенной работы было принято решение объединить (на основании ширины подгибов и направления нитей основы) фрагменты II.a, II.в, IV и V в единую композицию, которая сложилась в угол некоего изделия. Высота собранных фрагментов равняется 16 см. Ширина этого изделия не определяется, однако совершенно точно, полоса с вышивкой была расположена перпендикулярно к подогнутому краю. Следовательно, ширина этого неопределенного изделия была не менее 20см. Двойной подгиб ткани свидетельствует, что ткань не имела подкладки и сама не являлась накладным элементом декора. Что это было за изделие с вышивкой по многоцветному (как минимум из 2 или 3-х цветов) шелку с золотной вышивкой? Возможно, мы никогда не узнаем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТКАНЕЙ И ЗОЛОТНЫХ ЛЕНТ.
Ткань самит.
Материалы, из которых изготовлена ткань: шелковые нити.
Размеры: общая площадь сохранившихся фрагментов приблизительно 56 см2.
Визуальная характеристика цвета: светло-коричневый.
Тип ткани: самит.
Структура ткани. Базовое переплетение – уточная саржа 1/2 (S).
Основа внутренняя и связующая имеют одинаковые характеристики – нить шелковая светло-коричневая, первого порядка с Z-круткой толщиной 0,10-0.15 мм.
Отношение нитей внутренней основы к нитям связующей основы = 1/1. На некоторых участках зафиксированы парные нити внутренней основы.

Уток (число нитей утка не определяется, т.к. фрагменты полностью утратили цвет): нить шелковая светло-коричневая, первого порядка без крутки, толщиной 0,20 мм.

Порядок проброса нитей утка и шаг рисунка, как по основе, так и по утку не определяются.
Плотность ткани : 33 нити внутренней основы + 33 нити связующей основы и 56 пробросов нитей утка на 1 см2.

ВЫШИВКА.
Техника выполнения золотной вышивки – «в прикреп».

«В работе принимают участие 2 нити – золотная нить и нить прикрепа. Золотная нить ложится на лицевой поверхности ткани и прикрепляется нитью прикрепа, которая затем выводится на изнанку ткани в то же отверстие. При этом нить прикрепа туго натягивается, благодаря чему выводит на изнанку маленькую петельку золотной нити. Таким образом, прикрепная нить видна только на изнанке…».

Петельки имеют округлую форму, которая говорит о том, что они огибали нить прикрепа.
Кроме того петельки развернуты в определенном направлении, как бы сориентированы на прохождение через них нити прикрепа. Дополнительным доказательством того, что вышивка была выполнена именно этим способом, является то, что под микроскопом на изнаночной стороне вышивки наблюдаются остатки почти полностью разрушившихся нитей прикрепа, которые, предположительно, были из растительных волокон.

Приведем ещё один довод в пользу нашего предположения. При таком приеме вышивки нить прикрепа должна входить и выходить в одно и то же отверстие. Но мастерице не всегда это удавалось. Тогда при вытягивании золотной нити на изнаночную сторону работы шелковая ткань, по которой велась вышивка, рвалась, образуя небольшие утраты, которые мы и наблюдали в отдельных местах при микроскопическом исследовании.

С лицевой стороны стежки золотной нити в вышивке имеют длину приблизительно 1,2 мм. Они расположены в шахматном порядке (рис. 9) и уложены «по форме», что позволило создать полное заполнение рисунка.

При исследовании элементного состава металла золотной нити оказалось, что это золото (см. Приложение).

По контуру золотная вышивка обведена нитью темно-коричневого цвета, которая плохо сохранилась. Техника выполнения этого шва однозначно не определяется, это или «в раскол» или «стебельчатый шов». Контурная шелковая нить имеет второй порядок крутки в S-направлении, где каждая нить первого порядка имеет Z-крутку (общая характеристика крутки нити – S,2z).

ЗОЛОТНЫЕ ЛЕНТЫ.

Ленты выполнены в технике ткачества на дощечках с использованием шелковых и золотных нитей. Рисунок «плетенка» создается дополнительным утком – золотной нитью по лицевой стороне ленты.
Кромка этой ленты сохранилась только с одной стороны, следовательно, можно предположить, что она была пришита на некий объект только по одной своей стороне, которая из-за шва и разрушилась. Полная ширина ленты не фиксируется.

Однако, четко видны золотные нити, делающие поворот при переходе на следующий ряд, что показывает границу рисунка, так как золотный уток работает от кромки до кромки.Следовательно, можно рассчитать число дощечек, которое равняется 31. В каждой дощечке было по 4 дырочки. Кромки сформированы на 3 дощечках справа и 3 дощечках – слева. Проанализировав все исходные данные, стало возможным выполнить реконструкцию узора на узкой золотной ленте.

Высота раппорта 16 пробросов нитей утка, ширина раппорта – 16 нитей основы. В центральной части ленты на изнаночной стороне четко видны «косички», которые образуются в результате того, что дощечки имеют последовательно чередующуюся заправку нитей: SZSZSZ и т.д., где S и Z в данном случае – способ заправки нитей в каждую из дощечек.
Кромки ленты отсутствуют, края сильно повреждены. Следовательно, можно предположить, что лента была нашита по своим двум сторонам. Узор «читается» плохо, просматривается «плетенка», но более мелкая. Полная ширина ленты не определяется, но можно предположить (исходя из аналогии с узкой лентой), что эта лента была выполнена на 51 дощечке, каждая с 4 дырочками. Дощечки были заправлены как в узкой ленте.
 
Вверх