В ходе исследования были проанализированы также и золотные ленты.
Критериями отнесения разрозненных фрагментов в единый массив являются наличие следов швейной обработки и направление нитей основы и утка во фрагментах.
Фрагменты II.a, II.в, IV и V имеют следы двойного подгиба шириной приблизительно 5 мм, направленного вдоль нитей основы.
Фрагмент III. в является, или частью двойного подгиба, или частью подгиба с другой стороны изделия.
По 2-й линии сгиба, слева и справа от нее, четко видны проколы от иглы. Возможно, по краю сшитого изделия (а эта линия являлась краем) было еще что-то пришито (может быть, узкая лента?).
Анализ золотной вышивки показал, что направление рисунка вышивки совпадает с направлением нитей основы.
На всех фрагментах вышивки использовался один тип золотной нити, и техника выполнения вышивки была везде одинаковой.
В результате проведенной работы было принято решение объединить (на основании ширины подгибов и направления нитей основы) фрагменты II.a, II.в, IV и V в единую композицию, которая сложилась в угол некоего изделия. Высота собранных фрагментов равняется 16 см. Ширина этого изделия не определяется, однако совершенно точно, полоса с вышивкой была расположена перпендикулярно к подогнутому краю. Следовательно, ширина этого неопределенного изделия была не менее 20см. Двойной подгиб ткани свидетельствует, что ткань не имела подкладки и сама не являлась накладным элементом декора. Что это было за изделие с вышивкой по многоцветному (как минимум из 2 или 3-х цветов) шелку с золотной вышивкой? Возможно, мы никогда не узнаем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТКАНЕЙ И ЗОЛОТНЫХ ЛЕНТ.
Ткань самит.
Материалы, из которых изготовлена ткань: шелковые нити.
Размеры: общая площадь сохранившихся фрагментов приблизительно 56 см2.
Визуальная характеристика цвета: светло-коричневый.
Тип ткани: самит.
Структура ткани. Базовое переплетение – уточная саржа 1/2 (S).
Основа внутренняя и связующая имеют одинаковые характеристики – нить шелковая светло-коричневая, первого порядка с Z-круткой толщиной 0,10-0.15 мм.
Отношение нитей внутренней основы к нитям связующей основы = 1/1. На некоторых участках зафиксированы парные нити внутренней основы.
Уток (число нитей утка не определяется, т.к. фрагменты полностью утратили цвет): нить шелковая светло-коричневая, первого порядка без крутки, толщиной 0,20 мм.
Порядок проброса нитей утка и шаг рисунка, как по основе, так и по утку не определяются.
Плотность ткани : 33 нити внутренней основы + 33 нити связующей основы и 56 пробросов нитей утка на 1 см2.
ВЫШИВКА.
Техника выполнения золотной вышивки – «в прикреп».
«В работе принимают участие 2 нити – золотная нить и нить прикрепа. Золотная нить ложится на лицевой поверхности ткани и прикрепляется нитью прикрепа, которая затем выводится на изнанку ткани в то же отверстие. При этом нить прикрепа туго натягивается, благодаря чему выводит на изнанку маленькую петельку золотной нити. Таким образом, прикрепная нить видна только на изнанке…».
Петельки имеют округлую форму, которая говорит о том, что они огибали нить прикрепа.
Кроме того петельки развернуты в определенном направлении, как бы сориентированы на прохождение через них нити прикрепа. Дополнительным доказательством того, что вышивка была выполнена именно этим способом, является то, что под микроскопом на изнаночной стороне вышивки наблюдаются остатки почти полностью разрушившихся нитей прикрепа, которые, предположительно, были из растительных волокон.
Приведем ещё один довод в пользу нашего предположения. При таком приеме вышивки нить прикрепа должна входить и выходить в одно и то же отверстие. Но мастерице не всегда это удавалось. Тогда при вытягивании золотной нити на изнаночную сторону работы шелковая ткань, по которой велась вышивка, рвалась, образуя небольшие утраты, которые мы и наблюдали в отдельных местах при микроскопическом исследовании.
С лицевой стороны стежки золотной нити в вышивке имеют длину приблизительно 1,2 мм. Они расположены в шахматном порядке (рис. 9) и уложены «по форме», что позволило создать полное заполнение рисунка.
При исследовании элементного состава металла золотной нити оказалось, что это золото (см. Приложение).
По контуру золотная вышивка обведена нитью темно-коричневого цвета, которая плохо сохранилась. Техника выполнения этого шва однозначно не определяется, это или «в раскол» или «стебельчатый шов». Контурная шелковая нить имеет второй порядок крутки в S-направлении, где каждая нить первого порядка имеет Z-крутку (общая характеристика крутки нити – S,2z).
ЗОЛОТНЫЕ ЛЕНТЫ.
Ленты выполнены в технике ткачества на дощечках с использованием шелковых и золотных нитей. Рисунок «плетенка» создается дополнительным утком – золотной нитью по лицевой стороне ленты.
Кромка этой ленты сохранилась только с одной стороны, следовательно, можно предположить, что она была пришита на некий объект только по одной своей стороне, которая из-за шва и разрушилась. Полная ширина ленты не фиксируется.
Однако, четко видны золотные нити, делающие поворот при переходе на следующий ряд, что показывает границу рисунка, так как золотный уток работает от кромки до кромки.Следовательно, можно рассчитать число дощечек, которое равняется 31. В каждой дощечке было по 4 дырочки. Кромки сформированы на 3 дощечках справа и 3 дощечках – слева. Проанализировав все исходные данные, стало возможным выполнить реконструкцию узора на узкой золотной ленте.
Высота раппорта 16 пробросов нитей утка, ширина раппорта – 16 нитей основы. В центральной части ленты на изнаночной стороне четко видны «косички», которые образуются в результате того, что дощечки имеют последовательно чередующуюся заправку нитей: SZSZSZ и т.д., где S и Z в данном случае – способ заправки нитей в каждую из дощечек.
Кромки ленты отсутствуют, края сильно повреждены. Следовательно, можно предположить, что лента была нашита по своим двум сторонам. Узор «читается» плохо, просматривается «плетенка», но более мелкая. Полная ширина ленты не определяется, но можно предположить (исходя из аналогии с узкой лентой), что эта лента была выполнена на 51 дощечке, каждая с 4 дырочками. Дощечки были заправлены как в узкой ленте.