и ожидаемые результаты предстоящих действий <1>. В связи с чем продуманный, четко составленный и своевременно корректируемый письменный план облегчает анализ постоянно растущей информации по делу, сокращает затраты сил и времени субъекта расследования на дополнительное обдумывание того, какие следственные действия, оперативные или иные мероприятия и в какой последовательности надлежит проводить.
--------------------------------
<1> См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. 2-е изд. М., 2001. С. 177.
Своеобразным стержнем, основой плана расследования на первоначальном его этапе являются криминалистические версии, работа по построению и проверке которых существенно влияет на успешность познания механизма преступления в рамках конкретного расследования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Филиппов А.Г. Некоторые дискуссионные вопросы учения о криминалистической версии // Версии и планирование расследования. Свердловск, 1985. С. 11.
По своей логической природе версия является разновидностью гипотезы, которая с наиболее общих позиций определяется как обоснованное предположение о закономерностях возникновения, существования и развития явлений природы, общества или мышления <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ермолович В.Ф., Ермолович М.В. Построение и проверка версий / Под ред. И.И. Басецкого. Мн.: Алмафея, 2000. С. 7.
Процесс работы с версиями при планировании расследования преступления складывается из следующих стадий: первая стадия - это построение (конструирование) криминалистических версий (собирание информации, фактических данных, их всесторонний анализ, оценка); вторая стадия - конкретизация версии (выведение (синтез) системы следствий в ходе анализа основного предположения - версии); третья стадия - проверка версии (системы выделенных следствий) практическим путем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Натура А.И. Познавательная деятельность субъекта процессуальных отношений в ходе построения, конкретизации и проверки криминалистических версий. Саратов: СВШ МВД России, 1993. С. 5.
Выявить наличие или отсутствие преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, для субъекта расследования порой весьма непросто, поэтому сначала, в целях планирования расследования, ему прежде всего надлежит ответить на вопрос, какое событие имело место: произошло именно преступление, или наличествует факт случая, не имеющего характера преступного деяния, т.е. сформулировать общие версии по событию в целом.
Следственно-судебная практика расследования преступлений, предусмотренных ст. 243 УК РФ, совершенных в отношении памятников истории и культуры, показывает, что в перечисленных выше ситуациях планирование чаще всего осуществляется на основе информации о предмете преступного посягательства, действиях, непосредственно выражающих способ его совершения, а также наличия следовой информации и сведений об орудиях (средствах) совершения преступления. Учитывается также и информация, относящаяся к личностно-мотивационной сфере преступника, его типология, приведенная выше в рамках рассмотренной криминалистической характеристики данного преступления.
В ходе планирования версии конкретизируются исходя из наличия следов, обнаруженных на месте происшествия, имеющихся на этот момент фактических данных и иной информации, полученной по результатам проведения различных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Существенное различие признаков каждого вида непосредственного предмета преступного посягательства (памятник археологии, монумент, памятник истории, архитектуры), различие характера посягательства, следовой картины и обстановки совершения преступления относительно посягательств обусловливают, соответственно, различный подход к построению общих и частных версий и планированию расследования конкретного преступления на первоначальном этапе.
В качестве основы такого плана, например при совершении повреждения, уничтожения памятника археологии, с учетом имеющейся информации о следах и действиях, реализующих способ совершения преступления, выдвигаются типичные общие версии о личности преступника (включая мотивационную сферу) и частные версии по кругу лиц (см. рис. 1). Построение версий по делу о совершении уничтожения (повреждения) памятника истории, архитектуры, а также памятника-монумента имеет ряд сходных черт, обусловленных похожестью свойств этих непосредственных предметов преступного посягательства.
Практически все они являются предметами (объектами), не сокрытыми в земле или иной среде, зачастую все исследованы, состоят на учете и активно наблюдаются, охраняются и восстанавливаются специалистами. Значительная часть таких памятников повреждается (уничтожается) в ходе посягательств вандалистского и экстремистского характера.
Само деяние, направленное на уничтожение или повреждение этих объектов, а также его последствия в подавляющем большинстве случаев не являются скрытыми: зачастую преступник намеренно афиширует преступный результат своих действий, показывая тем самым неприязнь к представителям иной нации, расы, национальности, религии и проч.
Весьма часто памятники такого рода страдают от оскверняющего воздействия предметов и веществ, применяемых несовершеннолетними преступниками.
Однако данный способ совершения преступлений (т.е. осквернение) не является повреждением, так как не причиняет вреда памятнику, влияя лишь на его внешний облик. Осквернение памятника архитектуры, памятника истории влечет ответственность для лиц, его совершивших, по ст. 214 УК РФ ("Вандализм").
Памятники архитектуры, монументальные памятники нередко повреждаются и уничтожаются общеопасным способом: с применением взрывных устройств, взрывчатых веществ и горючих веществ. Велико количество разрушенных памятников такого рода при производстве строительных, хозяйственных работ (см. рис. 2).
Рассмотрение типичных версий, как показывает криминалистическая теория и практика, целесообразно проводить в рамках типичных следственных ситуаций, сформулированных нами выше.
Задачи, стоящие перед субъектом расследования, могут быть осуществлены лишь на плановой, программной основе, в связи с чем для субъекта расследования по первой типичной следственной ситуации нами рекомендуется следующая программа действий:
1) проведение осмотра места происшествия (если не был проведен);
2) первоначальные допросы заявителя, свидетелей, в т.ч. и возможных очевидцев преступления, установленных в ходе предварительной проверки, об обстоятельствах, содержащихся в предмете доказывания (ст. 73 УПК РФ);
3) решение вопроса о назначении экспертиз объектов, выявленных в ходе осмотра, и обращение к соответствующим криминалистическим учетам (дактилоскопическому, учету по способам совершения преступлений и т.д.);
4) установление и допрос официальных лиц, работающих на территории, где находится памятник, либо осуществляющих его охрану; лиц, ухаживающих за монументальным сооружением, производящих работы по его реставрации, исследованию и сохранению;
5) проведение, одновременно с осмотром места происшествия, розыскных мероприятий, направленных на дальнейший поиск возможных свидетелей (поквартирный обход близлежащих к нахождению памятника домов и т.п.);
6) проведение работы по выявлению лиц без определенного места жительства, обитающих в районе совершения преступления (особенно актуально, если похищена часть конструкции памятника, представляющая ценность с точки зрения цены материала, из которого она выполнена), их допросы на предмет выявления возможных свидетелей или причастных к совершению преступления;
7) выявление несовершеннолетних и их групп, наиболее часто проводящих досуг в месте нахождения памятника, проверка их с помощью сотрудника ОППН на причастность к совершенному преступлению;
8) обращение к населению в средствах массовой информации с просьбой сообщить правоохранительным органам все, что кому-либо известно о произошедшем событии;
9) осуществление мер по проверке причастности к совершению данного преступления: ранее судимых за подобные преступления, а также за совершение корыстных преступлений; если поврежден или уничтожен монументальный памятник - лиц, ранее судимых за совершение преступлений против общественного порядка и общественной нравственности (в том числе проведение розыскных мероприятий в ИВС, приемниках-распределителях, СИЗО); лиц, нигде не работающих и не учащихся, злоупотребляющих спиртными напитками; проживающих в районе совершения преступления и склонных к совершению противоправных действий (входящих в группу риска); компаний подростков, проводящих свой досуг в районе памятника и склонных к совершению противоправных действий;
10) осуществление действий по выявлению мест хранения похищенного (новостройки, хозяйственные дворы, частные домовладения, тайники);
11) проведение совместно с органами исполнительной власти и представителями правоохранительных органов полномасштабной проверки пунктов приема лома цветных металлов, обращая особое внимание на пункты, расположенные вблизи памятника, подвергшегося посягательству, иного места совершения преступления. Рис. 1. Типичные частные версии ("по кругу лиц") с учетом информации о предмете преступного посягательства, следах, непосредственных действиях по реализации способа и типичной личности преступника при расследовании уничтожения или повреждения памятника археологии.
Для этого целесообразно: а) взять под жесткий контроль деятельность всех пунктов приема лома цветных металлов, обеспечить их оперативное прикрытие, осуществлять постоянный обмен поступающей информацией между всеми заинтересованными субъектами взаимодействия на данном этапе расследования; б) обеспечить пункты приема лома образцами, схемами и фотографиями деталей поврежденных зданий, сооружений, монументов, сходных с похищенными предметами;
12) осуществление анализа данных о сложившейся в районе оперативной обстановке, обращая особое внимание на выявление аналогичных преступлений;
13) проверка всех мест возможного сбыта похищенных движимых объектов культурного наследия, элементов памятника, представляющих самостоятельную ценность, которые были похищены на (в) памятнике археологии;
14) получение сведения от специалиста-археолога и (или) историка о возможно находившихся на (в) памятнике археологии, подвергшемся посягательству, предметах (объектах), представляющих культурную, научную, художественную или иную ценность;
15) направление информации о преступлении в подразделения органов внутренних дел города, края (республики, области), соответствующие отделы МВД России, ФСБ (при хищении особо ценных объектов культурного наследия, возможно находившихся на (в) памятнике);
16) проведение проверки лиц, коллекционирующих предметы антиквариата, лиц, осуществляющих их покупку, продажу, обмен, а также художников-реставраторов с целью установить, не обращались ли к ним за консультацией о ценности вещи, сходной по периоду происхождения с поврежденным (уничтоженным) памятником археологии; не предлагали ли им приобрести определенные вещи.
Программа действий во второй приведенной нами следственной ситуации (когда один (или хотя бы один) подозреваемый задержан на месте преступления) содержит главным образом работу по версиям относительно личности задержанного подозреваемого, места нахождения похищенного в ходе повреждения (уничтожения) имущества (если преступление совершено по корыстным мотивам), орудий, которыми было совершено преступление, выявления всех обстоятельств его совершения.
Рис. 1
---------------------------------------¬
¦ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ¦
¦ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА - ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ ¦
L-----------------T---------------------
\\¦/
--------------------------------------------------¬
¦ Действия по повреждению (уничтожению)памятника ¦
¦ (ст. 243 УК РФ) и следы на месте происшествия ¦
L-----------------------T--------------------------
-----------T------------------T---+-------------T-----------------T--------¬
¦ --------+--------¬ -------+-------¬ -------+------¬ --------+------¬ ¦
¦ ¦2. Обнаружены ¦ ¦3. Сооружение,¦ ¦4. Имеются ¦ ¦5. Имеются ¦ ¦
¦ ¦орудия, ¦ ¦являющееся ¦ ¦следы ¦ ¦следы ¦ ¦
¦ ¦специально ¦ ¦памятником ¦ ¦применения ¦ ¦изъятия +-+--¬
¦ ¦приспособленные ¦ ¦археологии, ¦ ¦специальных ¦ ¦конструктивной¦ ¦ ¦
¦ ¦для повреждения ¦ ¦повреждено в ¦ ¦технических ¦ ¦части, ¦ ¦ ¦
¦ ¦памятника, со ¦ ¦нескольких ¦ ¦средств ¦ ¦фрагмента или ¦ ¦ ¦
¦ ¦следами веществ,¦ ¦местах, где ¦ ¦(строительных¦ ¦содержимого ¦ ¦ ¦
¦ ¦из которых ¦ ¦наиболее веро-¦ ¦машин, обо- ¦ ¦памятника ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнены части ¦ ¦ятно могли бы ¦ ¦рудования)- ¦ LT-------------- ¦ ¦
¦ ¦археологического¦ ¦находиться ¦ ¦следы колес, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объекта ¦ ¦объекты куль- ¦ ¦конструкций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(сооружения) и ¦ ¦турного насле-¦ ¦и их частей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.п. разбросан- ¦ ¦дия, обладаю- ¦ LT------T------ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные в произволь-¦ ¦щие антиквар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном порядке ¦ ¦ной ценностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------- L---T----------- ¦ ----+---------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦---------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------+¬ ¦
¦ ¦¦1. Место нахождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. Памятник археологии¦ ¦
L--++памятника археологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦располагается на ¦ ¦
¦¦разрушено путем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории с/х угодий;¦ ¦
¦¦перекопки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦земля вскопана вместе ¦ ¦
¦¦закладки колодцев, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с окружающим памятник ¦ ¦
¦¦шурфования, имеются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦земляным покровом с ¦ ¦
¦¦следы перемещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦применением с/х машин ¦ ¦
¦¦содержимого ¦ ¦ --------+--+---+---+и (или) механизмов ¦ ¦
¦¦памятника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------T--- ¦
¦¦археологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦LT-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ --------------+------+-------+--+---+---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Типичные общие версии о личности преступника ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------T------T-------T--T---T---------- ¦ ¦
¦ ¦ \\¦/ ¦ ¦ ¦ \\¦/ ¦ ¦
¦ ¦ ---------------+¬ ¦ ¦ ¦ -+----------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 1. Корыстный ¦<----+-------+--- ¦ 2. Неосторожный ¦ ¦ ¦
L-+----->¦ преступник ¦ ¦ преступник ¦<-----+-----
L-------T-------- L---------T--------
\\¦/ \\¦/
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, СОВЕРШЕНО ¦
¦ (типичные частные версии о личности преступника) ¦
L----------T----------------------------------------T-------------
¦ ¦
----------------¬ ¦ ---------------¬ ---------------¬ ¦ ----------------¬
¦лицом (лицами),¦ ¦ ¦сотрудниками ¦ ¦лицом(лицами),¦ ¦ ¦лицом (лицами) ¦
¦осуществляющим ¦<-+ ¦научных орга- ¦ ¦занимающимся ¦<-+ ¦при проведении ¦
¦(-щими) хищение¦ ¦ ¦низаций, со- ¦ ¦полевыми ¦ ¦ ¦исследователь- ¦
¦цветных метал- ¦ ¦ ¦вершивших дан-¦ ¦работами, ¦ ¦ ¦ских, реставра-¦
¦лов, иных ¦ +->¦ное преступле-¦ ¦связанными с ¦ +->¦ционных и (или)¦
¦предметов на ¦ ¦ ¦ние в ходе или¦ ¦обработкой ¦ ¦ ¦восстановитель-¦
¦территории, на ¦ ¦ ¦после осущест-¦ ¦земель с/х ¦ ¦ ¦ных работ ¦
¦которой ¦ ¦ ¦вления архео- ¦ ¦назначения, ¦ ¦ L----------------
¦расположен ¦ ¦ ¦логических - ¦ ¦находящихся ¦ ¦
¦памятник ¦ ¦ ¦исследований ¦ ¦вблизи (на ¦ ¦ -----------------¬
¦археологии ¦ ¦ L--------------- ¦территории) ¦ ¦ ¦лицом (лицами) ¦
L---------------- ¦ ¦памятника ¦ ¦ ¦при проведении ¦
¦ ----------------¬ L--------------- ¦ ¦строительных ¦
----------------¬ ¦ ¦несовершенно- ¦ ¦ ¦работ на месте ¦
¦лицом (лицами),¦ ¦ ¦летними, зани- ¦ L->¦расположения ¦
¦ранее судимым ¦<-+ ¦мающимися неза-¦ ¦памятника ¦
¦за совершение ¦ ¦ ¦конными раскоп-¦ ¦археологии либо ¦
¦аналогичных ¦ ¦ ¦ками, прожи- ¦ ¦вблизи его без ¦
¦преступлений, ¦ +->¦вающими на ¦ ¦соответствующего¦
¦или лицом (ли- ¦ ¦ ¦территории, ¦ ¦согласования ¦
¦цами), склонным¦ ¦ ¦прилегающей к ¦ L-----------------
¦к постоянному ¦ ¦ ¦месту престу- ¦
¦совершению ¦ ¦ ¦пления ¦
¦преступлений ¦ ¦ L----------------
¦подобного ¦ ¦ ------------------------------------------¬
¦характера ¦ +------->¦лицом (лицами), осуществляющими ¦
L---------------- \\¦/ ¦строительные и (или) иные хозяйственные ¦
-----------------------¬ ¦работы, связанные с рытьем ям, котлованов¦
¦лицом (лицами), перио-¦ ¦и т.п., в целях реализации незаконной ¦
¦дически осуществляю- ¦ ¦или несогласованной программы строитель- ¦
¦щим незаконные рас- ¦ ¦ства и получения в связи с этим прибыли ¦
¦копки, разведки и ¦ L------------------------------------------
¦(или) незаконный ¦
¦поиск движимых объек- ¦
¦тов культурного на- ¦
¦следия, представляющих¦
¦антикварную ценность ¦
L-----------------------
--------------------------------
<1> См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. 2-е изд. М., 2001. С. 177.
Своеобразным стержнем, основой плана расследования на первоначальном его этапе являются криминалистические версии, работа по построению и проверке которых существенно влияет на успешность познания механизма преступления в рамках конкретного расследования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Филиппов А.Г. Некоторые дискуссионные вопросы учения о криминалистической версии // Версии и планирование расследования. Свердловск, 1985. С. 11.
По своей логической природе версия является разновидностью гипотезы, которая с наиболее общих позиций определяется как обоснованное предположение о закономерностях возникновения, существования и развития явлений природы, общества или мышления <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ермолович В.Ф., Ермолович М.В. Построение и проверка версий / Под ред. И.И. Басецкого. Мн.: Алмафея, 2000. С. 7.
Процесс работы с версиями при планировании расследования преступления складывается из следующих стадий: первая стадия - это построение (конструирование) криминалистических версий (собирание информации, фактических данных, их всесторонний анализ, оценка); вторая стадия - конкретизация версии (выведение (синтез) системы следствий в ходе анализа основного предположения - версии); третья стадия - проверка версии (системы выделенных следствий) практическим путем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Натура А.И. Познавательная деятельность субъекта процессуальных отношений в ходе построения, конкретизации и проверки криминалистических версий. Саратов: СВШ МВД России, 1993. С. 5.
Выявить наличие или отсутствие преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, для субъекта расследования порой весьма непросто, поэтому сначала, в целях планирования расследования, ему прежде всего надлежит ответить на вопрос, какое событие имело место: произошло именно преступление, или наличествует факт случая, не имеющего характера преступного деяния, т.е. сформулировать общие версии по событию в целом.
Следственно-судебная практика расследования преступлений, предусмотренных ст. 243 УК РФ, совершенных в отношении памятников истории и культуры, показывает, что в перечисленных выше ситуациях планирование чаще всего осуществляется на основе информации о предмете преступного посягательства, действиях, непосредственно выражающих способ его совершения, а также наличия следовой информации и сведений об орудиях (средствах) совершения преступления. Учитывается также и информация, относящаяся к личностно-мотивационной сфере преступника, его типология, приведенная выше в рамках рассмотренной криминалистической характеристики данного преступления.
В ходе планирования версии конкретизируются исходя из наличия следов, обнаруженных на месте происшествия, имеющихся на этот момент фактических данных и иной информации, полученной по результатам проведения различных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Существенное различие признаков каждого вида непосредственного предмета преступного посягательства (памятник археологии, монумент, памятник истории, архитектуры), различие характера посягательства, следовой картины и обстановки совершения преступления относительно посягательств обусловливают, соответственно, различный подход к построению общих и частных версий и планированию расследования конкретного преступления на первоначальном этапе.
В качестве основы такого плана, например при совершении повреждения, уничтожения памятника археологии, с учетом имеющейся информации о следах и действиях, реализующих способ совершения преступления, выдвигаются типичные общие версии о личности преступника (включая мотивационную сферу) и частные версии по кругу лиц (см. рис. 1). Построение версий по делу о совершении уничтожения (повреждения) памятника истории, архитектуры, а также памятника-монумента имеет ряд сходных черт, обусловленных похожестью свойств этих непосредственных предметов преступного посягательства.
Практически все они являются предметами (объектами), не сокрытыми в земле или иной среде, зачастую все исследованы, состоят на учете и активно наблюдаются, охраняются и восстанавливаются специалистами. Значительная часть таких памятников повреждается (уничтожается) в ходе посягательств вандалистского и экстремистского характера.
Само деяние, направленное на уничтожение или повреждение этих объектов, а также его последствия в подавляющем большинстве случаев не являются скрытыми: зачастую преступник намеренно афиширует преступный результат своих действий, показывая тем самым неприязнь к представителям иной нации, расы, национальности, религии и проч.
Весьма часто памятники такого рода страдают от оскверняющего воздействия предметов и веществ, применяемых несовершеннолетними преступниками.
Однако данный способ совершения преступлений (т.е. осквернение) не является повреждением, так как не причиняет вреда памятнику, влияя лишь на его внешний облик. Осквернение памятника архитектуры, памятника истории влечет ответственность для лиц, его совершивших, по ст. 214 УК РФ ("Вандализм").
Памятники архитектуры, монументальные памятники нередко повреждаются и уничтожаются общеопасным способом: с применением взрывных устройств, взрывчатых веществ и горючих веществ. Велико количество разрушенных памятников такого рода при производстве строительных, хозяйственных работ (см. рис. 2).
Рассмотрение типичных версий, как показывает криминалистическая теория и практика, целесообразно проводить в рамках типичных следственных ситуаций, сформулированных нами выше.
Задачи, стоящие перед субъектом расследования, могут быть осуществлены лишь на плановой, программной основе, в связи с чем для субъекта расследования по первой типичной следственной ситуации нами рекомендуется следующая программа действий:
1) проведение осмотра места происшествия (если не был проведен);
2) первоначальные допросы заявителя, свидетелей, в т.ч. и возможных очевидцев преступления, установленных в ходе предварительной проверки, об обстоятельствах, содержащихся в предмете доказывания (ст. 73 УПК РФ);
3) решение вопроса о назначении экспертиз объектов, выявленных в ходе осмотра, и обращение к соответствующим криминалистическим учетам (дактилоскопическому, учету по способам совершения преступлений и т.д.);
4) установление и допрос официальных лиц, работающих на территории, где находится памятник, либо осуществляющих его охрану; лиц, ухаживающих за монументальным сооружением, производящих работы по его реставрации, исследованию и сохранению;
5) проведение, одновременно с осмотром места происшествия, розыскных мероприятий, направленных на дальнейший поиск возможных свидетелей (поквартирный обход близлежащих к нахождению памятника домов и т.п.);
6) проведение работы по выявлению лиц без определенного места жительства, обитающих в районе совершения преступления (особенно актуально, если похищена часть конструкции памятника, представляющая ценность с точки зрения цены материала, из которого она выполнена), их допросы на предмет выявления возможных свидетелей или причастных к совершению преступления;
7) выявление несовершеннолетних и их групп, наиболее часто проводящих досуг в месте нахождения памятника, проверка их с помощью сотрудника ОППН на причастность к совершенному преступлению;
8) обращение к населению в средствах массовой информации с просьбой сообщить правоохранительным органам все, что кому-либо известно о произошедшем событии;
9) осуществление мер по проверке причастности к совершению данного преступления: ранее судимых за подобные преступления, а также за совершение корыстных преступлений; если поврежден или уничтожен монументальный памятник - лиц, ранее судимых за совершение преступлений против общественного порядка и общественной нравственности (в том числе проведение розыскных мероприятий в ИВС, приемниках-распределителях, СИЗО); лиц, нигде не работающих и не учащихся, злоупотребляющих спиртными напитками; проживающих в районе совершения преступления и склонных к совершению противоправных действий (входящих в группу риска); компаний подростков, проводящих свой досуг в районе памятника и склонных к совершению противоправных действий;
10) осуществление действий по выявлению мест хранения похищенного (новостройки, хозяйственные дворы, частные домовладения, тайники);
11) проведение совместно с органами исполнительной власти и представителями правоохранительных органов полномасштабной проверки пунктов приема лома цветных металлов, обращая особое внимание на пункты, расположенные вблизи памятника, подвергшегося посягательству, иного места совершения преступления. Рис. 1. Типичные частные версии ("по кругу лиц") с учетом информации о предмете преступного посягательства, следах, непосредственных действиях по реализации способа и типичной личности преступника при расследовании уничтожения или повреждения памятника археологии.
Для этого целесообразно: а) взять под жесткий контроль деятельность всех пунктов приема лома цветных металлов, обеспечить их оперативное прикрытие, осуществлять постоянный обмен поступающей информацией между всеми заинтересованными субъектами взаимодействия на данном этапе расследования; б) обеспечить пункты приема лома образцами, схемами и фотографиями деталей поврежденных зданий, сооружений, монументов, сходных с похищенными предметами;
12) осуществление анализа данных о сложившейся в районе оперативной обстановке, обращая особое внимание на выявление аналогичных преступлений;
13) проверка всех мест возможного сбыта похищенных движимых объектов культурного наследия, элементов памятника, представляющих самостоятельную ценность, которые были похищены на (в) памятнике археологии;
14) получение сведения от специалиста-археолога и (или) историка о возможно находившихся на (в) памятнике археологии, подвергшемся посягательству, предметах (объектах), представляющих культурную, научную, художественную или иную ценность;
15) направление информации о преступлении в подразделения органов внутренних дел города, края (республики, области), соответствующие отделы МВД России, ФСБ (при хищении особо ценных объектов культурного наследия, возможно находившихся на (в) памятнике);
16) проведение проверки лиц, коллекционирующих предметы антиквариата, лиц, осуществляющих их покупку, продажу, обмен, а также художников-реставраторов с целью установить, не обращались ли к ним за консультацией о ценности вещи, сходной по периоду происхождения с поврежденным (уничтоженным) памятником археологии; не предлагали ли им приобрести определенные вещи.
Программа действий во второй приведенной нами следственной ситуации (когда один (или хотя бы один) подозреваемый задержан на месте преступления) содержит главным образом работу по версиям относительно личности задержанного подозреваемого, места нахождения похищенного в ходе повреждения (уничтожения) имущества (если преступление совершено по корыстным мотивам), орудий, которыми было совершено преступление, выявления всех обстоятельств его совершения.
Рис. 1
---------------------------------------¬
¦ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ¦
¦ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА - ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ ¦
L-----------------T---------------------
\\¦/
--------------------------------------------------¬
¦ Действия по повреждению (уничтожению)памятника ¦
¦ (ст. 243 УК РФ) и следы на месте происшествия ¦
L-----------------------T--------------------------
-----------T------------------T---+-------------T-----------------T--------¬
¦ --------+--------¬ -------+-------¬ -------+------¬ --------+------¬ ¦
¦ ¦2. Обнаружены ¦ ¦3. Сооружение,¦ ¦4. Имеются ¦ ¦5. Имеются ¦ ¦
¦ ¦орудия, ¦ ¦являющееся ¦ ¦следы ¦ ¦следы ¦ ¦
¦ ¦специально ¦ ¦памятником ¦ ¦применения ¦ ¦изъятия +-+--¬
¦ ¦приспособленные ¦ ¦археологии, ¦ ¦специальных ¦ ¦конструктивной¦ ¦ ¦
¦ ¦для повреждения ¦ ¦повреждено в ¦ ¦технических ¦ ¦части, ¦ ¦ ¦
¦ ¦памятника, со ¦ ¦нескольких ¦ ¦средств ¦ ¦фрагмента или ¦ ¦ ¦
¦ ¦следами веществ,¦ ¦местах, где ¦ ¦(строительных¦ ¦содержимого ¦ ¦ ¦
¦ ¦из которых ¦ ¦наиболее веро-¦ ¦машин, обо- ¦ ¦памятника ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнены части ¦ ¦ятно могли бы ¦ ¦рудования)- ¦ LT-------------- ¦ ¦
¦ ¦археологического¦ ¦находиться ¦ ¦следы колес, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объекта ¦ ¦объекты куль- ¦ ¦конструкций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(сооружения) и ¦ ¦турного насле-¦ ¦и их частей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.п. разбросан- ¦ ¦дия, обладаю- ¦ LT------T------ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные в произволь-¦ ¦щие антиквар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном порядке ¦ ¦ной ценностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------- L---T----------- ¦ ----+---------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦---------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------------+¬ ¦
¦ ¦¦1. Место нахождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. Памятник археологии¦ ¦
L--++памятника археологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦располагается на ¦ ¦
¦¦разрушено путем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории с/х угодий;¦ ¦
¦¦перекопки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦земля вскопана вместе ¦ ¦
¦¦закладки колодцев, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с окружающим памятник ¦ ¦
¦¦шурфования, имеются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦земляным покровом с ¦ ¦
¦¦следы перемещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦применением с/х машин ¦ ¦
¦¦содержимого ¦ ¦ --------+--+---+---+и (или) механизмов ¦ ¦
¦¦памятника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------T--- ¦
¦¦археологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦LT-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ --------------+------+-------+--+---+---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Типичные общие версии о личности преступника ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------T------T-------T--T---T---------- ¦ ¦
¦ ¦ \\¦/ ¦ ¦ ¦ \\¦/ ¦ ¦
¦ ¦ ---------------+¬ ¦ ¦ ¦ -+----------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 1. Корыстный ¦<----+-------+--- ¦ 2. Неосторожный ¦ ¦ ¦
L-+----->¦ преступник ¦ ¦ преступник ¦<-----+-----
L-------T-------- L---------T--------
\\¦/ \\¦/
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, СОВЕРШЕНО ¦
¦ (типичные частные версии о личности преступника) ¦
L----------T----------------------------------------T-------------
¦ ¦
----------------¬ ¦ ---------------¬ ---------------¬ ¦ ----------------¬
¦лицом (лицами),¦ ¦ ¦сотрудниками ¦ ¦лицом(лицами),¦ ¦ ¦лицом (лицами) ¦
¦осуществляющим ¦<-+ ¦научных орга- ¦ ¦занимающимся ¦<-+ ¦при проведении ¦
¦(-щими) хищение¦ ¦ ¦низаций, со- ¦ ¦полевыми ¦ ¦ ¦исследователь- ¦
¦цветных метал- ¦ ¦ ¦вершивших дан-¦ ¦работами, ¦ ¦ ¦ских, реставра-¦
¦лов, иных ¦ +->¦ное преступле-¦ ¦связанными с ¦ +->¦ционных и (или)¦
¦предметов на ¦ ¦ ¦ние в ходе или¦ ¦обработкой ¦ ¦ ¦восстановитель-¦
¦территории, на ¦ ¦ ¦после осущест-¦ ¦земель с/х ¦ ¦ ¦ных работ ¦
¦которой ¦ ¦ ¦вления архео- ¦ ¦назначения, ¦ ¦ L----------------
¦расположен ¦ ¦ ¦логических - ¦ ¦находящихся ¦ ¦
¦памятник ¦ ¦ ¦исследований ¦ ¦вблизи (на ¦ ¦ -----------------¬
¦археологии ¦ ¦ L--------------- ¦территории) ¦ ¦ ¦лицом (лицами) ¦
L---------------- ¦ ¦памятника ¦ ¦ ¦при проведении ¦
¦ ----------------¬ L--------------- ¦ ¦строительных ¦
----------------¬ ¦ ¦несовершенно- ¦ ¦ ¦работ на месте ¦
¦лицом (лицами),¦ ¦ ¦летними, зани- ¦ L->¦расположения ¦
¦ранее судимым ¦<-+ ¦мающимися неза-¦ ¦памятника ¦
¦за совершение ¦ ¦ ¦конными раскоп-¦ ¦археологии либо ¦
¦аналогичных ¦ ¦ ¦ками, прожи- ¦ ¦вблизи его без ¦
¦преступлений, ¦ +->¦вающими на ¦ ¦соответствующего¦
¦или лицом (ли- ¦ ¦ ¦территории, ¦ ¦согласования ¦
¦цами), склонным¦ ¦ ¦прилегающей к ¦ L-----------------
¦к постоянному ¦ ¦ ¦месту престу- ¦
¦совершению ¦ ¦ ¦пления ¦
¦преступлений ¦ ¦ L----------------
¦подобного ¦ ¦ ------------------------------------------¬
¦характера ¦ +------->¦лицом (лицами), осуществляющими ¦
L---------------- \\¦/ ¦строительные и (или) иные хозяйственные ¦
-----------------------¬ ¦работы, связанные с рытьем ям, котлованов¦
¦лицом (лицами), перио-¦ ¦и т.п., в целях реализации незаконной ¦
¦дически осуществляю- ¦ ¦или несогласованной программы строитель- ¦
¦щим незаконные рас- ¦ ¦ства и получения в связи с этим прибыли ¦
¦копки, разведки и ¦ L------------------------------------------
¦(или) незаконный ¦
¦поиск движимых объек- ¦
¦тов культурного на- ¦
¦следия, представляющих¦
¦антикварную ценность ¦
L-----------------------