памятка любителям металлопоиска.

  • Автор темы strinia
  • Дата начала
S

strinia

Гость
Нашел интересную памятку, надеюсь будет полезна.

Автор: Еременко В.Е., Кириллов А.Н., Рутковский В.А.
Год: 2012
Нижний Новгород

Действия граждан и сотрудников правоохранительных органов в случае обнаружения несанкционированных разведок, раскопок, металлопоиска и торговли археологическими артефактами
Составители: Еременко В.Е., Кириллов А.Н., Рутковский В.А
Содержание:
Археологические исследования: требования и разрешительная документация – с.2
Виды археологических памятников и существующие угрозы для них – с.3
Алгоритм действий граждан в случае обнаружения несанкционированных раскопок – с.9:
Возбуждение уголовного дела
Возбуждение дела об административном правонарушении
Примерный механизм выявления ущерба
Справка о стоимости аналоговых предметов
Акт экспертизы стоимости ущерба
Законодательное обоснование – с.20:
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г.
Кодекс об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 133-ФЗ)
Комментарий юриста
Уголовный кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс, Статья 233. Клад
Комментарий юриста
Указ Президента Российской Федерации "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (в ред. распоряжения Президента РФ от 30.11.1992 N 743-рп; Указов Президента РФ от 15.07.1998 N 840, от 30.12.2000 N 2111)
Письмо из администрации президента РФ - Государственно-правовое управление президента РФ от 2 июля 2010 г. № А6-3500
Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143 (ратифицирована Госдумой РФ Федерацией 17 июня 2011 г.)
Кодекс музейной этики ИКОМ

Археологические исследования: требования и разрешительная документация
На территории Российской Федерации законными археологическими изысканиями могут заниматься лишь специалисты, имеющие опыт и специальные разрешения.
Деятельность профессиональных археологов регламентируется различными нормативными документами. Основным является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 24 мая 2002 года. В статье 45, пункте 8 указано, что «…работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (да-лее - археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ). В соответствии с пунктом 9 этой же статьи «…физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации». В соответствии с пунктом 10 «Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право их проведения подлежат передаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"».
До 2011 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, являлась Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), созданная на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724. В 2011 году принято решение об упразднении Росохранкультуры с передачей всех полномочий Министерству культуры Российской Федерации (Указ Президента РФ от 8 февраля 2011 г. № 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»).
Выдача открытых листов производится в соответствии с Приказом Росохранкультуры от 3 февраля 2009 года № 15 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия». В открытом листе указывается: его номер, фамилия, имя, отчество держателя, виды разрешенных археологических работ, территория или наименование археологического памятника, срок действия документа (не превышает одного года). Открытый лист заверяется полномочным представителем Министерства культуры РФ и гербовой печатью.
Информацию о выданных открытых листах можно получить на сайте Росохранкультуры (Росохранкультура: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия [официальный сайт]. URL: http://rosohrancult.ru/activity/vydacha). Открытый лист является единственным документом, разрешающим археологические исследования на территории Российской Федерации. Открытый лист действителен при предъявлении удостоверения личности. К заявителю в соответствии с Положением предъявляется ряд жестких требований: - разрешения выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ; - заявитель должен обладать определенными научными и практическими знаниями: иметь высшее профессиональное образование по специальностям «История», «Музейное дело и охрана памятников» или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) «Археология», предшествующий стаж работы по выявлению и изучению археологических объектов не менее 3 лет, навыки в составлении отчетной документации. Держатель открытого листа обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ направить или вручить уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ в уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ, и в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ. Таким образом, деятельность профессиональных археологов обоснована с законодательной точки зрения в полной мере и направлена на изучение материальной культуры прошлого. Коллекции, полученные в процессе раскопок, хранятся в музеях Российской Федерации и доступны для исследователей. Наиболее яркие образцы занимают достойное место в витринах выставок и экспозиций, открытых для посетителей.
Виды археологических памятников и существующие угрозы для них
К объектам археологического наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся «…частично или полностью скрытые в земле или под водой следысуществования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки». В соответствии со статьей 4 этого же закона все объекты археологического наследия относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Современная археология выделяет различные категории памятников, хотя подобное деление весьма условно, потому что на одной территории они могут комбинироваться. Среди них поселенческие, погребальные, ритуальные памятники и памятники специфического вида.
Поселенческие памятники
Поселенческие памятники археологии связаны с местами, где в различные периоды истории проживали коллективы людей. Основной особенностью поселенческих объектов является наличие культурного слоя - наслоений, отложившихся в результате человеческой деятельности.
Поселения эпохи камня - места жительства древних людей, относящиеся обычно к эпохе каменного века. Иногда их называют стоянками. Чаще всего располагаются на берегах рек, озер, стариц на второй боровой террасе. В культурном слое обнаруживаются орудия труда, бытовые предметы. Могут фиксироваться остатки жилых сооружений.
Селища - поселения, датируемые бронзовым, ранним железным веком, средневековьем, древние деревни, не имеющие защитных сооружений. Обычно располагаются у водоемов (рек, ключей) на склонах, ориентированных к югу и востоку. Зачастую хорошо фиксируются на распаханных полях в виде темных пятен культурного слоя, содержащего вещи, обломки керамики, кости животных. При исследованиях дают ценный материал о бытовых предметах, орудиях труда, конструкциях жилищ и хозяйственных сооружений, который позволяет выяснить особенности скотоводства и земледелия, системы расселения людей, культурные и торговые связи.
Городища - укрепленные поселения эпохи бронзы, раннего железного века и эпохи средневековья. Обычно располагаются на высоких берегах, в местах слияния рек, оврагов. Зачастую фиксируются остатки оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Как правило, многие из них обладают мощным культурным слоем, хотя выделяются городища-убежища, в которых люди пережидали военную опасность, но не жили. Городища дают массу информации о быте, культуре древних, военной инженерии и военном деле, культурных связях. В слоях городищ выявляются остатки жилых и хозяйственных построек, сооружений, связанных с ремеслом и религиозными культами. Находки костей диких и домашних животных позволяют выявить состав животного стада и уровень развития охоты. Изучение системы городищ и селищ дает понятие о системах расселения и жизнеобеспечения древнего общества, а также основах коллективной безопасности того времени. Иногда отдельной группой выступают оборонительные сооружения, возведенные в древности для защиты от врага.
Стойбища – сезонные места проживания людей. Памятники чаще всего отражают историю кочевых народов, связанных с охотой или скотоводством. Находки подобных объектов – большая редкость в силу отсутствия каких либо особых внешних признаков. Находки позволяют реконструировать вопросы связанные с бытом, занятиями племен, путями их миграции, конструкциями жилищ и т.д.
Мастерские и производственные комплексы - места, связанные с производством металла, обработкой шкур и т. п., которые в силу пожароопасности или наличия вредных отходов и неприятных запахов обычно выносили за пределы территории поселения. Исследование подобных комплексов дает информацию о технологиях и технологических процессах того времени.
Исторические города и поселения - населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Иногда в рамках города или поселения выделяется историческая часть, подлежащая особой охране.
Заброшенные деревни и старые места поселений чаще всего относятся к поздней истории. Некоторые из них прекратили свое существование по ряду причин еще в XVII-XIX веках: часть - в первой половине XX века, большинство - в период укрупнения колхозов в 50-70-е годы XX века. Много деревень исчезло в последние десятилетия. Старые деревни являются переходными объектами от археологических памятников к этнографическим, отражающими историю становления удмуртского этноса, появление русских, татар, марийцев в крае. Возможно, в настоящий момент с юридической и научной точек зрения их культурные слои и не несут ярко выраженной исторической ценности, но через десятки или сотни лет ситуация может измениться. Могут потребоваться материальные свидетельства не столь отдаленных исторических эпох. В последние десятилетия активно развивается городская, индустриальная, военная археологии, изучающие объекты, отстоящие от нас по времени лишь на несколько сотен или десятков лет.
Погребальные памятники
Издревле человека привлекала тайна смерти: с потусторонним миром практически у всех народов связано большое количество мифов и легенд. Отношение к умершим соплеменникам с древнейших времен складывалось в определенные ритуалы, связанные с подготовкой усопшего к погребению, процессом предания тела различным стихиям и обрядам после погребения. Человечество в различные периоды истории и в разных регионах использовало разнообразные способы избавления от тела умершего. Чаще всего они связаны с четырьмя стихиями: известны ритуалы, когда тело оставляли на открытом воздухе или подвешивали к дереву, предавали тело умершего огню (кремация), земле (ингумация) или воде. Кроме того, существует масса комбинированных вариантов. Самый известный из них - обряд погребения у индусов, когда тело умершего сжигают, а прах или несгоревшие останки отправляют по реке Ганг. К комбинированным способам можно отнести и захоронения некоторых славянских курганов, где совершали обряд кремации, а потом над останками насыпали земляной курган. Археологам чаще всего приходится иметь дело с погребальными объектами, связанными с землей.
Могильники - старинные кладбища, места древних захоронений. Учеными разработана подробная типология, связанная с конструктивными особенностями обустройства захоронения. Как правило, в могилу помещались вещи и украшения, принадлежавшие умершему, а также погребальные дары. Исследование могильников дает археологам массу различной информации. На основе изучения костяков выявляются пол, возраст, физические параметры погребенных, их антропологический тип. Привлечение специалистов из различных областей дает возможность определить рацион питания, заболевания, профессиональную принадлежность и даже внешний облик людей прошлого. Исследуя вещи, можно реконструировать костюм, технологии того времени. Скопление единовременно помещенных в могилу различных предметов позволяет выявить связанные группы датирующих находок и использовать эту информацию при определении времени функционирования других памятников этого периода. Изучение могильников дает материалы, позволяющие выявить имущественное и социальное расслоение, а также древние верования и ритуалы.
Ритуальные памятники
Существующие с древних времен верования хотя и имели в своей основе духовные истоки, находили свое отражение и в материальных памятниках. К ним археологи относят храмы, жертвенные комплексы и места, почитаемые места, святилища, идолы, места молений и т. п.
Кладбища, являясь погребальными памятниками, как и могильники выступали и в роли культового места. Сначала языческие, а впоследствии и христианские, кладбища были местом почитания умерших родственников и проведения поминальных обрядов.
Храмы и их остатки – сооружения, созданные для поклонения определенному божеству, либо их группе. Они играли очень важную роль в жизни древнего населения, являясь не только ритуальными объектами, но и центрами общественной жизни для жителей. Возле храмов проводили собрания, празднества, на площадях организовывали сходы и ярмарки.
Памятники специфического вида
Клады - спрятанные в древности ценности. Выделяются монетные, вещевые и смешанные клады. Клады зачастую формировались в течение длительного срока, поэтому вещи и монеты бывают разновременные. Часто клады прятали в периоды возникновения какой-либо опасности (угрозы военного вторжения, нападения разбойников). Нередко сами лихие люди скрывали награбленное в земле. Одним из обобщающих факторов, присущих всем кладам, является то, что хозяева так и не вернулись за своими сокровищами. Находки кладов, как правило, случайны и редки. Клады имеют высокую научную ценность и отражают историю развития монетного дела, культурных связей, развития ювелирного искусства. Зачастую клады отмечают расположение древних караванных и торговых путей.
Случайная находка - это найденные людьми древние предметы, переданные впоследствии в музеи или научные организации. Археологи картируют подобные находки, потому что часто при обследовании места находки специалистами выявляются археологические памятники (селища, могильники).
Кроме того, ученые выделяют остатки древней инфраструктуры - пристани, дороги, ирригационные системы, объекты, связанные с добычей полезных ископаемых и минералов, а также местами их предварительной обработки.
Представленная типология весьма условна. Структура разделения археологических объектов, существующая в научном мире, разнообразна и детальна. При выделении более подробных структурных единиц исследователями учитываются региональные, конструктивные, временные особенности, комплексы находок и десятки других, имеющих важное значение, факторов.
При несанкционированных раскопках существует ряд факторов, определяющих степень уязвимости археологического памятника.
К ним можно отнести:
- удаленность от населенных пунктов;
- наличие культурного слоя с металлическими предметами;
- наличие подъездных путей;
- отсутствие у местного населения информации о наличии памятника и запрете несанкционированных работ на них;
- отсутствие должного контроля у администраций муниципальных объединений за землями, находящимися в их ведении.
В настоящее время многие из копателей пытаются подогнать теоретическую базу под свою незаконную деятельность, мотивируя это историческим и коллекционным интересом, помощью археологической науке, которая якобы не справляется с большим объемом памятников и не может их все раскопать. Можно услышать утверждения о том, что извлеченные вещи, попавшие в частные коллекции, увидят другие люди. На самом деле за этими словами стоят лишь жажда выгоды и извлечение прибыли любыми способами. В настоящее время существует никем не контролируемый рынок исторических ценностей. Древние вещи, извлеченные из культурного слоя, а значит, принадлежащие государству, открыто продаются на интернет-аукционах, приобретаются перекупщиками и оседают в частных коллекциях.
Памятники эпохи камня менее уязвимы для грабителей, так как культурный слой зачастую находится на большой глубине, а каменные изделия невозможно обнаружить с помощью металлодетекторов.
Селища чаще всего подвергаются разрушениям с помощью металлодетекторов. С их помощью из культурного слоя извлекаются все металлические изделия на глубине до 40 см. Учитывая, что большинство предметов из металла (монеты, украшения) являются датирующими, т. е. по ним можно определить возраст тех или иных слоев, и представляют художественную и эстетическую ценность, можно утверждать, что памятникам наносится огромный урон. Кроме того, «вкопы» нарушают прослойки информативных слоев, которые могут содержать важную информацию для реконструкции объектов. Зачастую выкопанные изделия из черного металла просто выбрасываются за ненадобностью, хотя для археологов они являются ценнейшими материальными источниками, отражающими развитие технологии, ремесла и инструментальной индустрии.
 
S

strinia

Гость
Городища входят в общую группу риска с селищами. Валы многих городищ еще в давние времена подвергались грабительским раскопкам в поисках кладов, отчего остались оплывшие ямы. Особому разрушению подвергается культурный слой при использовании металлодетектора. Еще одной из угроз для культурного слоя городищ является его вывоз в качестве чернозема, т. к. он богат остатками угля, золы и органики.
Могильники находятся в группе высокого риска. Являясь закрытыми комплексами, они содержат набор вещей, положенных с погребенным единовременно. Основным объектом грабителей могильников являются металлические украшения и монеты. В силу того что погребения располагаются на различной глубине, копатели используют различные приемы: неглубокие погребения извлекают с помощью металлодетектора, сильно заглубленные в грунт - методом сплошной прокопки и организации большого раскопа. Как правило, погребение уничтожается, человеческие останки выбрасываются, а иногда подвергаются глумлению и надругательству. Подобной участи подвергаются и малоценные, по мнению мародеров, вещи - изделия из кости и черного металла, керамика. Полностью разрушаются остатки погребальных сооружений и уничтожается информация о расположении вещей, позе погребенного, различные следы ритуалов и другие материальные следы духовной культуры древних. Особо стоит отметить охоту за кладами.
Кладоискательство некоторые представители копателей возвели в профессию. Ими ведется подробная научная работа, выясняются места старинных деревень, изучаются летописные документы и легенды, связанные с той или иной местностью. Добычей копателей чаще всего становятся монетные клады, найденные на территории селищ, городищ и исчезнувших деревень. Особенностью урона при выемке клада является уничтожение информации о комплексом объекте - клады разобщаются, монеты продаются поодиночке. Обнаружение клада вызывает слухи в среде кладоискателей, ажиотаж, и, как правило, следует перекапывание памятника и его уничтожение.
Алгоритм действий граждан в случае обнаружения несанкционированных раскопок, разведок, металлопоиска и торговли археологическими артефактами
Для эффективной защиты археологического наследия гражданам, обнаружившим несанкционированные раскопки, земляные и строительные работы на археологических памятниках, металлодетекторный поиск или торговлю археологическими артефактами, полезно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Люди, занимающиеся кражей, перепродажей археологических артефактов и ищущие "клады" на археологических памятниках, являются преступниками и, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Некоторые, если судить по советам на сайтах копателей о необходимом снаряжении, имеют при себе холодное и огнестрельное оружие. Поэтому в первую очередь необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.
2. Обнаружившему раскопочные или земляные (строительные) работы следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся. Если археологические раскопки производятся официально, на них присутствует руководитель, выемка грунта идет аккуратно, раскопы ровные, производятся различные обмеры и фотофиксация. В наличии имеются разрешительные документы (Открытый лист, выдаваемый Министерством Культуры, на гербовом бланке, с печатью и подписью), администрация муниципального образования, на территории которого проводятся работы, проинформирована о научных исследованиях. Если речь идет о стационарных раскопках, обычно присутствует долговременный лагерь, где базируется экспедиция. Насторожить должны следующие факторы:
- нежелание идти на контакт, уклончивые ответы о целях раскопок, организаторе экспедиции и ее начальнике;
- отсутствие разрешительной документации;
- отсутствие измерительной и фиксирующей аппаратуры (нивелиры, теодолиты и т.п.);
- использование тяжелой землеройной техники - экскаваторов, бульдозеров и скреперов;
- активное использование металлодетекторов;
- беспорядочная закладка шурфов и раскопов, перекапывание участков земли;
- выбрасывание не металлических предметов - осколков керамики, человеческих костей
3. Обнаружившему незаконный поиск археологических артефактов с помощью металлодетекторов следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся. Насторожить должны следующие факторы:
- активное использование металлодетекторов, в особенности большой группой людей;
- беспорядочные "закопушки" (ямки и ямы неправильной формы разной глубины) в зоне поиска
- выбрасывание не металлических предметов - осколков керамики, человеческих костей;
- выжигание травы для "освобождения" зоны "поиска" от помех;
- скопление большого количества автотранспорта с частными номерами
4. Обнаружившему незаконную торговлю артефактами следует знать, что "законной" торговли артефактами в РФ нет и быть не может, т.к. их свободный оборот (купля, продажа, обмен, дарение) законодательно запрещен
5. В случае возникновения подозрений не стоит высказывать их. Ни в коем случае нельзя осуществлять попытку задержания, применять силу, вступать в активную конфронтацию. Необходимо руководствоваться следующими правилами:
- внимательно изучите и запомните копателей (металлодетектористов, перепродавцов), - их количество, внешний вид, цвет волос, цвет и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы;
- постарайтесь запомнить имена или клички, которые используют преступники, информацию о том, откуда они, надолго ли приехали;
- постарайтесь запомнить марку, цвет и государственные номера транспортных средств;
- постарайтесь сфотографировать лица копателей (металлодетектористов, перепродавцов), номера их автомашин и результаты "раскопок" или продающиеся артефакты, но делайте это незаметно и издали, включив на цифровом фотоаппарате максимальное приближение. На распечатанных снимках обязательно проставьте дату и место съемки, поставьте свою подпись с расшифровкой;
- в кратчайшие сроки поставьте в известность по телефону уполномоченных представителей областной (краевой, республиканской) администрации, органов охраны памятников, ВООПиК, МВД, ФСБ и прокуратуры, а также археологических научных учреждений;
- составьте и отправьте заказными письмами с уведомлением о вручении письменные запросы, желательно с приложением фотографий, в органы охраны памятников, областную (краевую,республиканскую) администрацию, ВООПиК, МВД, ФСБ и прокуратуру, а также в археологические научные учреждения по выявленным нарушениям
6. Запросы можно составить и отправить самостоятельно и от своего имени или обратиться в Движение АМАТОР amator@archaeology.ru (в этом случае анонимность заявителей гарантирована, т.к. запрос будет послан от имени организации).
- адреса, телефоны и e-mail\'ы органов охраны памятников, администрации и МВД можно найти на сайте АМАТОР в разделе "Регионы" http://www.amatororg.ru/Regions/regions.htm
- не забудьте прислать копию запроса на e-mail amator@archaeology.ru
Возбуждение уголовного дела
По обращению заявителя органы МВД обязаны возбудить уголовное дело. В качестве заявителей могут выступать частные лица, организации, представители органов местного самоуправления и государственных органов.
Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента получения субъектом уголовного процесса информации о совершенном либо готовящемся преступлении частного или публичного обвинения и заканчивается принятием им решения о возбуждении уголовного дела либо в отказе его возбуждения. При получении такой информации дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов. Если в течение трех суток проверку закончить не удалось, по ходатайству дознавателя или следователя срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до десяти суток. Наконец, в исключительных случаях, вызванных необходимостью проведения документальных проверок либо ревизий, прокурор по ходатайству дознавателя или следователя может продлить срок проверки сообщения до тридцати суток (ст. 144 УПК).
Дальнейшее продление срока проверки сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении законом не допускается, и по истечении указанного срока прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо, установив, что дело им не подследственно, направить его по подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК, для принятия решения о возбуждении уголовного дела и дальнейшего его расследования.
Законодательство предусматривает следующие поводы к возбуждению уголовного дела: 1. Заявление о преступлении, которое может быть подано как в письменной, так и в устной форме. При этом письменное заявление обязательно должно быть подписано заявителем. Устное заявление оформляется протоколом, который также подписывается заявителем и лицом, составившим протокол. Анонимные заявления служить поводом к возбуждению уголовного дела не могут (ст. 141 УПК РФ). Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать:
1. Данные, полученные в результате такой проверки.
2. Явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое также может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. 3. Информация о совершенном или готовящемся преступлении, полученная из иных источников, которая оформляется рапортом лица, получившего данную информацию (ст. 143 УПК РФ). К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных о том, что имело место деяние, содержащее признаки состава преступления. Необходимо отметить, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необязательно установить наличие состава преступления полностью. Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное деяние, и форма его умысла следователю или дознавателю на момент возбуждения уголовного дела неизвестны. Поэтому для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны (общественно-опасное действие (бездействие); вредные последствия; наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями) и объекта (общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено общественно-опасное деяние) преступления.
Другими словами, для возбуждения уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, т. е.:
- существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления;
- каким способом оно было совершено (как была организована последовательность действий, приведшая к преступному результату);
- когда произошло событие преступления;
- место совершения преступления;
- на какой стадии завершилась реализация преступного замысла.
Впоследствии, когда в ходе предварительного следствия будет установлен субъект преступления, а также субъективная сторона, будет, соответственно, приниматься решение о форме окончания предварительного расследования (прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу).
По общему правилу до возбуждения уголовного дела производство следственных действий запрещено, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, в этом случае до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Данное исключение сделано для того, чтобы следователь либо дознаватель могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Являясь источником доказательств, протокол осмотра места происшествия также служит одним из оснований для возбуждения уголовного дела. Исключительность такого процессуального действия, как осмотр места происшествия, обусловлена еще и тем, что промедление с изъятием будущих доказательств и их процессуальным оформлением может привести к их полной потере (например, следы обуви, оставленные преступником, могут быть размыты дождем и т. п.)
Установив, что собранных в ходе проверки материалов достаточно, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, что оформляется мотивированным постановлением 11.
Возбуждение дела об административном правонарушении
В случае, если действия нарушителей подпадают под действие Административного кодекса РФ - статьи 7.14 и 7.15, то в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ необходимо возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 КоАП РФ).
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, указанных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: - составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется.
 
S

strinia

Гость
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Определение ущерба, нанесенного археологическому памятнику Обнаружение разрушений на археологических объектах или задержание нарушителей подразумевает ряд процедур, связанных с определением ущерба, нанесенного памятнику.
Примерный механизм выявления ущерба
Представлен на сайте Межрегиональной ассоциации археологов (http://npmaar.narod.ru). Ущерб, нанесенный памятнику археологии, состоит в разрушении внешнего слоя или подземной его части, разрушении органических и неорганических составляющих физическими процессами и/или явлениями и химическими веществами. Объективная характеристика ущерба состоит из юридически значимых признаков, отражает особенности, относящиеся к источнику его происхождения, к способам причинения и формам проявления. Обобщенным и конечным источником причинения ущерба памятнику археологии является человеческая деятельность. Субъектами разрушения могут быть любые юридические и физические лица. Причем юридические лица всех видов и форм собственности, а физические лица включают и должностных лиц, и граждан, ведущих предпринимательскую или хозяйственную деятельность, или любое природопользование, и просто граждан, не состоящих в правоотношениях конкретного вида до момента совершения ими действий, в результате которых был нанесен ущерб памятнику археологии.
Как правило, в подавляющем большинстве случаев причинителями ущерба выступают хозяйствующие субъекты, для которых воздействие на культурную и природную среду является неизбежной частью их производственной деятельности. В то же время отдельные граждане могут наносить ущерб памятникам из-за своей неосведомленности об их ценности и режимах охраны или, что в последнее время стало национальным бедствием, в результате незаконных грабительских раскопок, совершаемых с целью обогащения путем добычи древних предметов и их дальнейшей реализации. Юридическое содержание ущерба - это любое физическое воздействие на памятник археологии, повлекшее за собой разрушение его целостности и аутентичности в результате как видимого, внешнего и подземного воздействия, так и в результате изменения химико-физических свойств грунта, содержащего культурные останки.
Доказательствами возмещения ущерба, нанесенного памятнику археологии, являются фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке (административном или судебном) устанавливается наличие обстоятельств, свидетельствующих о негативном воздействии, видимом или скрытом, на аутентичность, целостность объекта.
Фактические данные устанавливаются следующими средствами:
- показаниями свидетелей;
- письменными доказательствами;
- вещественными доказательствами;
- заключениями экспертов.
Доказательства должны быть относимы, т.е. иметь значение для данного дела. Обстоятельства должны подтверждаться исключительно теми средствами доказывания, которые определены нормативными актами. Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут иметь юридической силы.
Учитывая особенности доказательства ущерба, нанесенного памятникам археологии, и определения его стоимости, наибольшее значение будут иметь письменные свидетельства в форме акта о разрушении памятника археологии, составленного представителем органа по охране памятников истории и культуры федерального или регионального уровня, и экспертные заключения. Свидетельские показания и вещественные доказательства, судя по всему, не будут иметь первостепенного значения, но эти категории доказательств обязательно должны собираться и учитываться при определении факта разрушения и его причин. Полезные сведения могут дать граждане, постоянно или временно пребывающие на данной территории. В качестве вещественных доказательств могут быть использованы механизмы, инструменты, грязная обувь и одежда, применявшиеся при нанесении ущерба, а также фотоснимки, видеозаписи и т. д. Другим важнейшим доказательством выступает комплексная экспертиза, проведенная специалистами-археологами совместно с почвоведами, геоморфологами, гидрологами, химиками и т. д. Представителю органа по охране памятников истории и культуры при составлении акта о разрушении памятника археологии и экспертам при составлении акта экспертизы надлежит установить:
- факт нанесения ущерба;
- противоправное поведение лица, причинившего вред;
- причинную связь между противоправным поведением и нанесением ущерба;
- вину причинителя ущерба;
- размер нанесенного ущерба;
- стоимость компенсации за нанесенный ущерб.
Документальное обоснование в виде акта о разрушении памятника археологии является исходной точкой всего доказательственного процесса о нанесении ущерба памятнику. На основании акта о разрушении, оформленного представителем органа охраны памятников, назначается экспертиза для установления характера разрушения, его объема, негативных процессов, вызванных разрушениями и иными воздействиями (химические вещества, увеличение влажности, возгорание и т. д.), и расчета стоимости нанесенного ущерба. В случае передачи дела в суд может быть назначена повторная экспертиза.
Установление причинности нанесения ущерба памятнику археологии состоит в подтверждении связи между правонарушением в области охраны памятников и размером причиненного ущерба. Суть его состоит в том, чтобы объективно определить среди множества других влияющих условий долю именно данного фактора в величине ущерба, с тем чтобы не заявлять неадекватных материальных требований к ответчику. Степень его участия в формировании ущерба имеет принципиальное значение на этапе расчета стоимости ущерба. В соответствии с действующим законодательством ущерб, нанесенный памятнику археологии, должен быть возмещен. По своей природе памятник археологии не может быть восстановлен. В этом случае возмещение ущерба представляет собой компенсацию за его объем, научную и общественную значимость. По своей юридической природе отношения по возмещению ущерба, нанесенного памятнику археологии в результате антропогенного воздействия юридическим или физическим лицом, относятся к гражданско-правовым. В то же время закон не устанавливает каких-либо специальных правил. Эта задача частично должна решаться с помощью методики оценки стоимости ущерба. Размер материального вреда следует считать исходя из объема сметной стоимости невыполненных мероприятий на основании сложившихся норм для исследования памятников различных типов.
Справка о стоимости аналоговых предметов
Может быть получена из государственных и иных видов музеев государственного музейного фонда. Насыщенность и характер культурного слоя могут быть определены по эталонным памятникам данного или соседних регионов. В соответствии со ст. 233 ГК РФ «вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры», являются собственностью государства. При отсутствии аналогов для памятника оценка определяется экспертами в результате натурных исследований. Процедура включает в себя визуальный осмотр, а при необходимости и проведение зачисток культурного слоя, химических анализов артефактов, экофактов, грунта из культурного слоя. Разрушающими факторами для памятника археологии могут быть признаны действия, влекущие за собой нарушения сохранности культурного слоя, археологических находок в слое в результате механического воздействия на поверхность или подземную часть памятника, нарушение гидрологического режима, состава и характеристик грунта в результате воздействия химических веществ и/или физических явлений.
Непосредственной причиной разрушения могут выступать различные виды работ, в том числе:
- сооружение современных зданий промышленной, гражданской архитектуры, транспортных объектов и средств коммуникаций;
- реконструкция ранее существовавших объектов без предварительного согласования с органами охраны памятников или при нарушении регламента утвержденных работ;
- выработка карьеров, шахт, штолен;
- забор почвы;
- прокладка гидротехнических сооружений, затопление и подтопление водохранилищами или оросительными системами;
- распашка;
- разборка имеющихся на памятнике древних сооружений и иных объектов;
- изменение химического состава грунта и воздействие химических веществ или физических явлений на археологические находки в культурном слое в результате производственной деятельности или сброса промышленных и бытовых отходов;
- грабительские раскопки.
Отбор результатов последствий воздействия производится исходя из следующих критериев:
- площадь разрушения;
- объем разрушенного культурного слоя;
- наличие разрушений в зоне древних сооружений;
- насыщенность культурного слоя артефактами;
- коэффициент ценности артефактов;
- культурная и научная атрибуции памятника, включая его место в жизни людей данного микрорегиона и за его пределами, т. е. уникальность памятника, выраженная соответствующим коэффициентом.
Разрушение уникального объекта, включенного в современную жизнь коллектива людей, даже при небольшом реальном ущербе может привести к значительным социальным последствиям, и в этом случае необходим особый подход к оценке максимального ущерба. Процедура оценки ущерба начинается с того, что на плане памятника отмечаются все разрушенные участки. Затем выявляются разрушающие факторы. После этого определяются возможные процессы дальнейшей деградации памятника и охранных зон.
При выполнении оценок стоимости ущерба полученные результаты заносятся в формуляр «Акт экспертизы оценки стоимости ущерба, нанесенного памятникам археологии». Для каждого обследуемого объекта составляется отдельный акт. Акт содержит результаты оценки стоимости ущерба вследствие антропогенных или природных процессов, возможных дальнейших процессов деградации, максимального ущерба (стоимость проведения обследования, затраты на археологические охранные раскопки и консервацию, коэффициентов специальных факторов). В акте должны быть указаны:
- документы, полученные для экспертизы;
- список привлеченных специалистов и их действия;
- краткая характеристика проведенного обследования памятника;
- прогноз возможных дальнейших негативных процессов и явлений на памятнике;
- рекомендации по возможному уменьшению последствий от нанесенных памятнику повреждений (консервация, доследование сохранившихся участков культурного слоя и сооружений);
- рекомендации по дальнейшему использованию памятников.
Акт экспертизы стоимости ущерба
нанесенного памятнику археологии, должен быть подписан экспертами, руководителем органа по охране недвижимых памятников истории и культуры региона и заверен печатью. Подробная система расчетов стоимости археологических памятников и, соответственно, выявления нанесенного им вреда приведена в «Методике экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Коллективно автором предложены количественные методы оценки с использованием формульных исчислений и различных коэффициентов. Электронная версия документа находится на сайте Министерства культуры Российской Федерации (Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]
http://mkrf.ru). Активное применение на практике уголовного и административного наказания в области охраны памятников археологии должно переломить ситуацию, складывающуюся в настоящее время. Система штрафов, задержаний, оперативная работа по выявлению копателей и их объединений должны создать условия, в которых заниматься грабежом археологических памятников и поиском кладов станет экономически невыгодным и чреватым с точки зрения ограничения личной свободы.
Для эффективного взаимодействия в настоящее время существует острая необходимость в создании в регионах Координационных советов по вопросам сохранения памятников истории, культуры и природы, куда должны войти руководители и представители учреждений и ведомств, занимающихся охраной исторических объектов, лесной охраны, ФСБ, МВД, экологических служб. Основными целями подобного объединения должны стать разработка государственной стратегии в области охраны объектов историко-культурного и природного наследия, формирование действующего механизма реализации законодательства Российской Федерации в этой области, организация взаимодействия на различных уровнях.
Законодательное обоснование
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г.
ст.3. Объекты культурного наследия : памятники - ….. частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия);
ст.4. К объектам культурного наследия федерального значения относятся…. также объекты археологического наследия;
ст. 49 п.2. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
ст. 49 п.3. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.
ст.50. п.1. ... объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
ст.45. п.9 Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть музейного фонда РФ.
Кодекс об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 133-ФЗ)
Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для них
Комментарий В.А. Рутковского:
Допустимо применение статьи КоАП РФ 7.13, ч.1 в части несоблюдения ограничений, установленных в зонах охраны, либо ч.3 – в отношении выявленных объектов,- объекты считаются таковыми со дня поступления в федеральный орган охраны либо орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении либо отказе включить объект в реестр; до принятия такого решения объекты подлежат государственной охране на основании п. 2, 8 ст. 18 закона «Об объектах…». Т.е самовольно изъяв из раскопа предмет, копатель тем самым нарушает установленный порядок выявления и охраны памятников и объектов. Ч.2 данной статьи является квалифицированной относительно ч. 1 – по сути то же самое, но с более тяжкими последствиями из-за более высокой значимости объекта.
Допустимо применение статьи КоАП РФ 7.14 и 7.15 – т.е. получив археологический предмет, «копатель» тем самым нарушил требования, предъявляемые к производству земляных работ.
 
S

strinia

Гость
Законодательством установлена презумпция государственной собственности на вновь обнаруживаемые археологические объекты. Право собственности на археологические находки не может быть приобретено в силу приобретательной давности. Оборот движимой части археологических памятников ограничен законодательством РФ. К тем, кто незаконно раскапывает археологические памятники, не находящиеся на учете и не состоящие на охране, тем не менее может быть применена ст.164, 175 и 243 УК РФ
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору; …наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет
Статья 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения - наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового
Гражданский кодекс РФ, Статья 233. Клад
1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.
Комментарий М.Г. Масевич
1. Понятие клада осталось прежним. Это намеренно сокрытые (чаще всего в земле) ценные предметы, которые в отличие от находки не имеют собственника. При этом если находкой может быть любая вещь, то кладом являются лишь деньги или ценные предметы.
2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст.148 ГК 1964) установлены новые положения о судьбе клада. Если раньше клад признавался собственностью государства, то теперь он поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, его нашедшего.
3. Исключение составляют вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры. Исчерпывающего перечня таких объектов в законе нет. Поэтому вопрос в случае спора должен решаться судом на основании научной экспертизы. Тогда собственник имущества и лицо, обнаружившее клад, имеют право на вознаграждение в размере, установленном в п.2. Вознаграждение выплачивается государственными финансовыми органами.
4. Лицо, обнаружившее клад в чужом имуществе, становится участником общей долевой собственности на него или на вознаграждение. Доли могут быть установлены соглашением сторон. В случае спора они предполагаются равными. Общая собственность не возникает, если раскопки или поиск ценностей производились без согласия собственника имущества, в котором находился клад. Право на клад имеет в этом случае только собственник имущества, а не лицо, обнаружившее клад.
5. Предыдущие правила относились к кладам, обнаруженным случайно. Они не применяются, когда целью раскопок и поисков являлось обнаружение клада. В таких случаях вознаграждение лиц, производящих указанные работы, определяется соглашением сторон или трудовым договором.
Указ Президента Российской Федерации "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (в ред. распоряжения Президента РФ от 30.11.1992 N 743-рп; Указов Президента РФ от 15.07.1998 N 840, от 30.12.2000 N 2111)
В целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена. Поручить Правительству Российской Федерации установить порядок реализации продукции, предусмотренной в указанном перечне, организовать контроль за строгим соблюдением этого порядка, а также вносить в него необходимые уточнения и дополнения.
2. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 22 февраля 1992 года N 179
Письмо из администрации президента РФ - Государственно-правовое управление президента РФ от 2 июля 2010 г. № А6-3500
"Ваше письмо по вопросу запрета оборота объектов археологического наследия рассмотрено в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации.
...
В письме Вы предлагаете дополнить утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. № 179 перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, пунктом, запрещающим продажу объектов археологического наследия, определяемых в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В свою очередь Федеральным законом № 73 (статьи 49 и 50) установлено, что объекты археологического наследия (т.е. частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки) находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Таким образом, вопрос об оборотоспособности объектов археологического наследия уже урегулирован в Федеральном законе.
При таких обстоятельствах необходимости внесения в названный Указ Президента Российской Федерации изменений о запрете свободной реализации объектов археологического наследия, не усматривается.
Помощник Президента Российской Федерации – начальник Управления Л. Брычева"
Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143 (ратифицирована Госдумой РФ Федерацией 17 июня 2011 г.)
ст.2. Каждая Сторона обязуется создать, с помощью имеющихся у данного государства средств, правовую систему защиты археологического наследия, обеспечивая:
iii) обязательное информирование компетентных органов лицами, случайно обнаружившими элементы археологического наследия, и предоставление их для исследования.
Ст.3. В целях сохранения археологического наследия и обеспечения научного значения археологических исследовательских работ каждая Сторона обязуется:
i) применять процедуры для выдачи разрешений на раскопки и контроля над ними и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы: a) предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия;
Ст.10. Каждая Сторона обязуется:
ii) информировать компетентные органы государства происхождения, являющегося Стороной настоящей Конвенции, о любых предложениях, в отношении которых существует подозрение, что они связаны с незаконными раскопками, или незаконными действиями с предметами, обнаруженными в результате официальных раскопок, и предоставлять о них необходимые сведения;
iii) предпринимать шаги, необходимые для обеспечения того, чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика которых в области приобретения экспонатов контролируется государством, не приобретали элементов археологического наследия, в отношении которых существует подозрение, что они получены в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок;
v) ограничивать, насколько это возможно, путем просвещения, информирования, постоянного контроля и сотрудничества передачу элементов археологического наследия, полученных в результате неконтролируемых находок, незаконных раскопок или незаконных действий с предметами, обнаруженными в ходе официальных раскопок.
Кодекс музейной этики ИКОМ
п.2.4. Произведения и образцы из незаконных или ненаучных полевых исследований.
Музеи не должны приобретать произведения, если есть повод убедиться в том, что их возвращение связано с незаконным или ненаучным полевым исследованием, намеренным разрушением или порчей памятников, археологических или геологических раскопок, видов и среды обитания. Приобретение также не должно совершаться, если владелец, арендатор земли или соответствующие юридические или правительственные органы не были поставлены в известность о находке.
 

Bludnyi_Kot

Старожил
Сообщения
82
Нифига себе "памятка"! Да это же какое-то руководство по уничтожению копателей :eek: Любое бывшее местонахождение группы людей любого временного периода является археологическим памятником и, соответвственно, охраняется государством. И даже те заброшенные деревни, которые сейчас не имеют ценности для историков, через десятки и сотни лет станут таковыми, а стало быть и их нынешняя разработка - уголовно наказуемое деяние! Ну и хрень!! Короче, все как при социализме - лучше пусть все сгниет и прокиснет, лишь бы это не досталось простому человеку...
 

Abrams

Старожил
Сообщения
7 726
Я ее даже до конца не прочитал,а на местах тем более не будут читать. ;DСезон скоро,лучше снарягой озаботиться.А того же еременко уже пнули с руководителей аматора.
 
T

Tango

Гость
Нифига себе "памятка"! Да это же какое-то руководство по уничтожению копателей :eek: Любое бывшее местонахождение группы людей любого временного периода является археологическим памятником и, соответвственно, охраняется государством. И даже те заброшенные деревни, которые сейчас не имеют ценности для историков, через десятки и сотни лет станут таковыми, а стало быть и их нынешняя разработка - уголовно наказуемое деяние! Ну и хрень!! Короче, все как при социализме - лучше пусть все сгниет и прокиснет, лишь бы это не досталось простому человеку...
Забей   !!
Будь  проще ,  это  памятка  любителям  шурфить    АКР  . Сколько  не  предупреждай  , им все  по хер . Места  протоптаны  (  Лекмартово , Ратегово  ,  Амбор  ) и за  жопу  уже  хватали  (  в  Амборе года  три  назад  ) ,   а  всем  все  по  хер . Каждый   год  котлованы все   глубже  ,  а  фарта  все  больше. Сделали  бы   показательный  суд ,  может   бы  и  остепенились .  Даже  если  поймают ,  на  АКР   сразу  кипишь ,  нас   притесняют   ... Прижали сволочи , а  там   общественное  мнение  и  можно  по  новой   шурфить .
Могут  быть   неожиданные   не  приятности , например  как   с Боровским   пляжем ,  где   можно  подлететь на  охранной  зоне ,  так  как   пляж  входит  в АКР  Усть - Боровское  поселение . Да  и  там  тоже  ,  вилами на  воде   мазано , так  как  нет элементарной  вывески .
 

Zhak

Старожил
Сообщения
790
Так то жутковато даже стало :eek:. Благодаря через чур бдительным гражданам за пару какаликов можно реально вспотеть :-/ [smiley=tur.gif]
 
S

strinia

Гость
да уж... я когда почитал... аж мурашки по телу пробежали :)

Верно Tango сказал - главное не париться - быть проще.  ;)

Видимо зависть арх-ов играет, вот и пишут подобные "труды".
 
T

Tango

Гость
да уж... я когда почитал... аж мурашки по телу пробежали :)

Верно Tango сказал - главное не париться - быть проще.  ;)

Видимо зависть арх-ов играет, вот и пишут подобные "труды".
Тут   не  зависть  играет  ,  а   реальное  разложение  масс  и  сама    обстановка .  Был  бы  жесткий  контроль   и   исполнение  закона  ,  они  бы  не  писали  эту   анихею . Поймали ,  врубили  бы  штраф ,  на     пару  сотен   тысяч  .  Враз  малость  малость  бы  все , по   утихло  .  Начиная  от  щепочей  (  которые   шарахаются  только    по  АКР )  до  акул   которым  ну  нравится  на  АКР    строить загородные  хаты  (  Огурдино  ) . Дело ведь   доходит  до  смешного ,  когда  москвичи    обсуждают     где  в  Ратегово   рыть ,  а      свердловчане   осуждают  Кунгурский  и  Оханский  уезд на  предстоящий  сезон . Вы   думаете  ,  они  там   будут  новые  места  разрабатывать ?   На  ,  хрена   когда  есть   АКР  и все это  известно .
Вот  и  получаем  на  гора   все   что  зарабатываем   ,  а  потом      сидим  и на   30  страницах     разводим  ,  по  что  нас   зажимают .
Это  как  на  дороге  . Кто  то    дальний  еще   за  пригорком   тушит  ,   а  кто  то на  галогенах  на  полном  идет   и по     куй  на  всех...

 
T

Tango

Гость


Как  выглядит  разрешение ,  на  коп  в  американских  парках. Выдает  местный  муниципалитет .
 

Babai

Бывалый
Сообщения
22
Как я уже говорил я работал по металлолому в прямом смысле копаю железо закопанное нефтяниками 10-25-лет назад для будущих поколений а я паразит лишаю это поколение памяти мне так стыдно так стыдно что хочу перейти на более высокий уровень и купить вместо аськи 150-более мощнее прибор пока запрет не ввели.Собирать самому как то стремно хотя раньше собирал из журнала Радио. :-[ :)    
 
S

strinia

Гость


Как  выглядит  разрешение ,  на  коп  в  американских  парках. Выдает  местный  муниципалитет .

Интересно у нас в стране когда-нибудь будут выдавать подобные разрешения???
 

Бородач

Старожил
в клубе
Сообщения
1 499
Я могу выдать,3 т.р. в месяц или 5 т.р. на сезон.
Только печать у археологов сами будете ставить. ;)
 
T

Tango

Гость


Как  выглядит  разрешение ,  на  коп  в  американских  парках. Выдает  местный  муниципалитет .

Интересно у нас в стране когда-нибудь будут выдавать подобные разрешения???
Не  кто,  не  будет  выдавать   .Забей  на  все  и  готовься  к предстоящему  копу....



Это  просто  пример ,  что  есть в  других  странах. На  сколько  я  знаю ,  что  только  в  двух  или  трех   штатах   требуется    разрешение   на  коп .  Там  проблема в  другом ,  ЭТО ЧАСТНАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ   и это   очень  СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА .
 
Вверх